Оживление потребительского спроса в 2017 году послужит стимулом для более устойчивого восстановления спроса на качественные торговые площади со стороны ритейлеров. При этом вакантность в лучших торговых центрах Киева в 2017 году достигнет докризисного уровня 0-2 %, тогда как удорожание аренды составит до 10 %, пишет портал «ДЕЛО».
«В 2017 году ожидается, что дальнейшее увеличение объемов продаж под влиянием оживления потребления послужит стимулом для более устойчивого восстановления спроса со стороны ритейлеров», – говорит Кира Пругло, руководитель направления аналитики CBRE Ukraine.
В то же время, по прогнозам CBRE Ukraine, открытие крупномасштабных проектов, вероятно, будет перенесено на 2018-2019 год, поэтому объем нового предложения в 2017-ом не превысит 59 тыс. кв. м и будет представлен четырьмя небольшими торговыми центрами, включая первый объект в формате ритейл-парка – Retail Park Pertivka (GLA – 11 тыс. кв. м), девелопером которого выступает компания Immochan.
Однако в 2018-2019 году к выводу на рынок ожидается уже около 419 тыс. кв. м торговых площадей.
«Ожидается, что в течение 2017 года вакантность в лучших торговых центрах достигнет докризисного уровня 0-2 %, а количество свободных площадей в других торговых центрах будет зависеть от объема нового предложения и темпов заполнения объектов, введенных в 2016-2017 годах. При этом арендные ставки в объектах с лучшими показателями продаж, низкой вакантностью, успешной концепцией и высокой посещаемостью продемонстрируют рост на 5-10 %», – комментирует Кира Пругло.
Для сравнения, в лучших ТЦ столицы в 2016 году вакантность сократилась примерно на 2 п.п. в течение года и колебалась на уровне 1-3 % по состоянию на конец 2016 года, тогда как среднерыночный показатель вакантности наоборот повысился 5 п.п., достигнув 11 % к концу 2016 года.
Арендные ставки в лучших торговых центрах в 2016 году выросли на 8 % по сравнению с концом 2015 года, находясь в пределах 54-86 долл./кв. м/месяц. Ставки аренды в других торговых центрах оставались относительно стабильными и варьировались в пределах 25-40 долл./кв. м/месяц. При этом в отдельных случаях наблюдался небольшой рост арендных ставок во второстепенных объектах с выгодным расположением и высокой посещаемостью.
Если же подытожить результаты 2016 года, то, в компании отмечают дебют 25-ти новых бреднов против 12-ти в 2015-ом. Так, fashion-ритейлер Inditex Group представил свой новый бренд женской одежды и аксессуаров Uterqüe в Киеве после того, как в течение последних лет расширение сети в Украине было приостановлено. Итальянский ритейл-оператор Calzedonia Group, который уже представлен на рынке двумя брендами (Calzedonia и Intimissimi) открыл свой первый магазин сети нижнего белья под брендом Tezenis. Также состоялось открытие первого магазина итальянского бренда одежды премиум-класса Armani Exchange, американского бренда нижнего белья Calvin Klein Underwear, швейцарского спортивного бренда Intersport, немецкого модного бренда среднего ценового сегмента Hiltl, а также французских брендов Maje и Sandro. В сегменте косметики состоялось открытие первого магазина немецкого бренда Kiehl»s и американского бренда NYX.
По данным CBRE Ukraine, в 2016 году было введено 168 тыс. кв. м торговых площадей и это после 2015 года, когда объем нового предложения достиг десятилетнего минимума в 21,6 тыс. кв. м. Так, общий объем предложения торговых помещений в Киеве превысил 1 млн кв. м (+16,6 % г/г).
2016 год также был отмечен улучшением настроений инвесторов, а знаменательным событием для рынка торговой недвижимости стало завершение сделки по покупке ТЦ «Пирамида» (GLA 12 тыс. кв. м) компанией Dragon Capital Investments Limited путем приобретения 100 % акций в 1849-Apollo Overseas I Limited.
Источник: delo.ua